«Если в кинозале гаснет свет, все только начинается»

Должность директора киностудии «Беларусьфильм» будто обязывает подробно расспросить про системное, официальное, формальное. Олег Сильванович же в первую очередь - киновед, окончивший ВГИК, эстет с зависшей из-за «обстоятельств» диссертацией, собеседник, который может направить разговор, а не просто поддержать. Карты так легли: в должности директора киностудии что человек, который действительно любит и знает кино. Сложно тому, кто тонко чувствует искусство, в роли чиновника? Есть ли формула успешного белорусского фильма? Какое значение таланта при создании фильма? Олег Сильванович рассказывает об этом иногда не успевая за мыслью, иногда задумывается, склонив голову, иногда разговор прерывается «важными» звонками.

Беда и достоинство кинематографа в том, что это индустриальное искусство. Но искусство. Кто-то видит в кино инструмент для заработка, а тот, кто хочет думать и определить свое место в жизни, воспринимает его иначе. Чистое зрелище, которое создатели даже не пытаются мимикрировать под искусство, - это аттракцион, пустота, завернутая в яркие этикетки. Как елка, на которой висят только обертки, а конфет нет. Это жвачка, под которую хорошо потребляются продукты. Кинотеатры в США, например, получают 60-70 процентов прибыли от продажи сопутствующих товаров (отсюда и хитрости вроде подсоленной поп-корну, чтобы покупатели чувствовали жажду и приобретали что-то из напитков).

А в чем суть искусства: вам фильм может не понравиться, но он сделает вас другим человеком. Ведь настоящее искусство работает над душой, говорит о том, что выше диафрагму, заставляет подняться с колен (если я буду претендовать на звание «Мистер очевидность», то сегодня его искренне заработаю).

Ошибочно ставить перед кинематографом задачу получения прибыли, так как в этой сфере очень непрогнозируема экономика. Фильм, скажем, создается три года, а за это время происходит невероятное количество событий. Мы, например, планировали фильм «С 8 марта, мужчины!» И подготовили его в срок, но в это время полностью обвалился украинский кинопрокат, соответственно, интерес зрителей к кино - и посещаемость кинотеатров, упала на 40 процентов. Получается, что фильм вылетает, но это невозможно было предсказать три года назад. Спрогнозировать успех фильма почти нереально. Россия снимает более 100 фильмов ежегодно, около 80-90 выходит в кинопрокат, из них 7 «выстреливают». То есть из ста семь процентов окупаются. Из этих семи еще несколько зарабатывают.


Предыдущая статья
Следущая статья


Вернуться
^